Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ «ФИЗИКА В ТВОЁМ ГОРОДЕ»

Автор: А. А. Васильев
Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)

Системно-деятельностный подход, являющийся основным механизмом реализации Федерального государственного образовательного стандарта, предполагает активное вовлечение учащихся в решение практико-ориентированных задач, организацию учебных ситуаций, в которых ученик проявил бы максимальную самостоятельность в процессе познания и применения своих знаний на практике.

Вторжение аудиовизуальной информации в нашу жизнь и, особенно, в жизнь подрастающего поколения приводит к смене парадигмы восприятия информации. Школьники привыкают к тому, что информация подается визуальным способом. Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений за предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия.

На наш взгляд, большим потенциалом в реализации принципов наглядности, практико-ориентированности и системно-деятельностного подхода в учебном процессе по физике обладают видеосюжеты «Физика в твоём городе», разработанные и реализованные учащимися.

В каждом городе есть места, которые пользуются повышенным вниманием горожан. Привлечение учащихся к объяснению с точки зрения физики явлений, устройства и принципа действия различных механизмов, которые являются достопримечательностью города, на наш взгляд, позволит, активизировать познавательный интерес школьника, разнообразить учебный процесс практико-ориентированными примерами, проиллюстрировать возможности физики при объяснении того, что окружает человека в его городе. Использование подобных заданий, по нашему мнению, будет способствовать побуждению учащегося не только к созерцанию окружающего, давно привычного, но и к осмыслению, объяснению с позиции имеющихся у него знаний.

В качестве примера рассмотрим принципы и примеры видеосюжетов «Физика в твоём городе», разработанные совместно со студенткой ФМФ Михайловой А.Г. и реализованных совместно с учащимися 9-х классов.

 В видеосюжетах используется диалог между несколькими подростками. Один из участников имитирует удивленного «незнайку», другой (другие) участник(и) играет роль «знающего». По ходу видеосюжета формируется задача, вопрос, на который приводится ответ.

            Продолжительность видеосюжетов: несколько минут.

            Место действия сюжетов:

-       музей боевой техники под открытым небом (парк отдыха «Топольки»);

-       дворовый детский городок;

-       улицы города.

Физическая основа видеосюжетов:

-       закон сохранения механического импульса;

-       закон сохранения и превращения механической энергии;

-       условия устойчивости и равновесия тел;

-       закон Бернулли;

-       силы в природе;

-       свет, поглощение света;

-       температура, термометры, виды теплопередач.

Рассмотрим более подробно видеосюжет «Без винта»

Без винта                                                      Временной интервал 1:14 мин

Описание сюжета:

Часть I

-   На этом месте должен быть винт. Я по телевизору видела.

-   Нет. Это реактивный самолет.

-   А в чем отличие?  (А в чем его основная особенность?)

Часть II

-   Реактивный двигатель засасывает воздух, воздух сжимается компрессором и поступает в камеру сгорания, куда подается топливо. Топливо сгорает и образуется газ высокой температуры, который, расширяясь, выбрасывается из сопла. Возникает реактивная тяга.

Часть I

-   А что такое реактивная тяга?

Часть II

-   Реактивная струя, вылетающая из сопла, обладает импульсом. Согласно закону сохранения механического импульса самолет приобретает такой же по величине импульс, но направленный в сторону, противоположной движению струи газа. Таким образом, самолет приобретает скорость. И чем больше импульс, тем больше скорость самолета. Теперь понятно!

Данный видеосюжет может впоследствии использоваться учителем в учебном процессе по физике.

Данный видеосюжет, на наш взгляд, целесообразно применять в учебном процессе по физике в 9 и 10 классах при изучении темы «Реактивное движение» и «Реактивные двигатели».

1. Особенности применения видеосюжета состоят в следующем:

·   Видеосюжет может быть использован для активизации познавательного интереса перед изучением нового материала. В этом случае видеосюжет целесообразно повторять и после изучения нового материал.

·   Видеосюжет может быть использован в качестве иллюстрации изучаемого материала. В этом случае учащихся просят объяснить увиденное с позиции изучаемого материала.

Видеосюжет может быть рассмотрен:

А. В 9 классе при изучении темы «Реактивное движение».

Б. В 10 классе при изучении тем «Закон сохранения импульса» и  «Реактивные двигатели».

·   Видеосюжет может быть использован при закреплении, повторении, систематизации и обобщении знаний. В этом случае перед демонстрацией сюжета целесообразно актуализировать следующие знания об импульсе тела, закону сохранения механического импульса, реактивном движении, третьем законе Ньютона (для старших классов также о тепловых двигателях после изучения разделов «Газовые законы», «Термодинамика»). Это может быть осуществлено следующим образом:

А. Учащиеся совместно с учителем перед просмотром видеоролика повторяют необходимый учебный материал.

Б. Учитель заранее (на предыдущем уроке) дает вопросы, которые учащиеся должны будут повторить дома.

В. Нескольким ученикам дается задание подготовить доклад и выступить с ним перед классом до показа ролика. Примерные темы для доклада: 9 класс («Реактивное движение в природе на примере кальмара, осьминога и растения Бешеный огурец»); 10 класс («Реактивная авиация», «Вертолеты», «Зачем понадобилась реактивная авиация»).

2.  аключение о том, какие поверхности лучше отражают свет и почему.ия)После рассмотрения видеосюжета учащимся либо непосредственно на уроке, либо в качестве домашнего задания могут быть предложены следующие вопросы: «Где в природе встречается реактивное движение?» (растение – бешеный огурец, животные – кальмар, осьминог). Могут ли самолеты летать без двигателей? Какие это самолеты? (Самолеты, летающие без двигателей, называются планерами. Они изготовлены из легких материалов и планируют с помощью тепловых воздушных потоков).

3. Самостоятельно дома рассмотреть принцип действия винтовых самолетов, винта Архимеда, мясорубки и закон Бернулли. Провести опыт. Надуть воздушный шарик, не перевязывая его ниточкой, отпустить. Записать наблюдения. Объяснить увиденное с точки зрения физики.

Комментарии:

Данный сюжет содержит два вопроса («Принцип работы реактивного самолета», «Реактивное движение»), которые могут рассматриваться как во взаимосвязи, так и независимо друг от друга.

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация