Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФИЗИКЕ В 5-Х КЛАССАХ

Авторы: А. А. Васильев, К. М. Гарбузова
Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)

Цель внеурочной деятельности:  создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

Внеурочная деятельность позволяет решить  целый ряд очень важных задач:

·                     обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;

·                     оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

·                     выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

·                     создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

·                     формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

·                     развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;

·                     создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

·                     развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

·                     расширять  рамки общения в социуме.

Широкие возможности внеурочных занятий в развитии, обучении и воспитании школьников качественно реализуются лишь при системной организации данных занятий.  Изучение физики в 5 классе позволяет сформировать у учащихся интерес к изучению данной науки в дальнейшем. Дети учатся использовать измерительные приборы для измерения экспериментальных величин, при наблюдении физических явлений они учатся выделять присущие им признаки.

Есть достаточно много примеров организации пропедевтического курса по физике средствами внеурочной деятельности:

1.                  Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

Можно  условно выделить следующие типы элективных курсов:

  a) предметные курсы, задача которых состоит в углублении и расширении знаний по предметам, входящим в базисный учебный план школы;

  b) межпредметные элективные курсы, задача которых  заключается в интеграции знаний учащихся о природе и обществе;

  c) элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

2.                  Школьные вечера - одна из форм внеклассной работы, они способствуют всестороннему развитию учащихся, расширяют их кругозор, будят самостоятельность мысли, жажду знания.

3.                  Выездные предметные лагеря способствуют  привлечению интереса детей к изучаемому предмету, учат применять полученные знания на практике.

Наибольший интерес, на наш взгляд, в плане пропедевтики физики и активизации познавательной деятельности представляют курсы внеурочной деятельности. В рамках занятий таких курсов учащиеся знакомятся с основными физическими величинами, явлениями, закономерностями, знакомятся и овладевают физическим методом познания окружающего мира, выполняют большое количество аудиторных и домашних экспериментальных проектных заданий различной сложности, продолжительности.

Нами разработан пропедевтический элективный курс по физике для 5-го класса «Физика окружающего мира», рассчитанный на 35 часов (1 час в неделю).  В качестве примера рассмотрим структуру и содержание одного из занятий.

Тема: Время. Измерение времени.

Класс: 5                           Продолжительность урока: 45 минут                                                                                                                                                                                                                           

Цель: Создание условий для формирования у учащихся представлений о единицах измерения времени.

Задачи:   - обучающие: организация деятельности по формированию представления об измерении времени;

-развивающие: продолжить развитие внимания, мышления (моделирование, аналогия, конкретизация);

-воспитательные: продолжить формирование культуры самостоятельной работы, представлять и отстаивать свое мнение, культуру учебного труда.

Формируемые УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Средства     вербальные: устное слово, печатное слово (тексты, отрывки из сказок);

наглядные: файлы мультимедиа;

Тип урока: урок изучения новой темы.

План урока:

1.  Актуализация (5  минут).

2.  Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока (8 минут).

3.  Рассмотрение и анализ понятия «Время. Единицы измерения времени» (8 минут).

4.  Закрепление (практическое применение полученных знаний) (15 минут).

5.  Подведение итогов (6 минут).

6.  Перспектива (3 минуты).





 

Рабочий лист по теме «Единицы измерения длины»

Дата проведения урока:____________________________________________

Задание №1: Вам даны  4 изображения. Подумайте, что их объединяет?

____________________________________________________________________________________________________________________________________Сформулируйте тему  урока:_______________________________________

Подумайте, какова цель урока?_____________________________________

Каковы этапы изучения  темы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2: Прослушав рассказ учителя о видах часов, заполните таблицу №1.

 

Таблица № 1             

 

Задание № 3:

На стене в кабинете расположены механические часы. Определите цену деления циферблата для каждой из стрелок часов, заполните таблицу №2. Какое время они показывают?

Таблица № 2

Задание № 4: Используя изображения из Приложения 1, выполните задание. Определите цену деления циферблата для каждой  стрелки часов. Какое время каждые часы показывают? Заполните Таблицу №3.

  Таблица №  3

Домашнее задание

Задание № 5

С помощью компьютера, используя Интернет, найдите 3 изображения часов. Определите цену деления циферблата для каждой стрелки. Какое время эти часы показывают? Заполните таблицу № 4.

   Таблица № 4

Задание № 6

Нарисуйте циферблат часов, находящихся у вас дома. Определите цену деления циферблата для каждой стрелки.

Подведение итогов.

Насколько вам понравилось сегодняшнее занятие? Выберите один из смайликов.

1)            Все понятно, мне было интересно   

2)            Не все понятно, но занятие понравилось 

3)            Занятие не понравилось 

 

Материал к уроку № 1.

Перед вами находятся 4 изображения. Подумайте, что их объединяет?

1)                    2)

 

3)    4) 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.    Васильев А.А. Акмеологический подход к профессионально-педагогической подготовке современного учителя физики / Приоритеты развития высшего образования России: Сборник материалов научных и методических трудов научно-педагогических работников. В 4-х ч. – Ч.1. Современные тенденции развития высшего образования. – Новокузнецк: Издательство КузГПА, 2014.-С. 213-220.

2.    Васильев А.А. Внеурочные мероприятия по физике в современной школе [электронный ресурс] // Всероссийский электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2015. № 02 (35). - Режим доступа:  http://journal.kuzspa.ru

Васильев А.А., Спиридонова Е.Г. Особенности организации внеурочной деятельности по физике и химии в соответствие с ФГОС» [электронный ресурс] /  Режим доступа: http://www.arsu.kz/ru/content/

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация