Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ОРИЕНТАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Авторы: Е. Т. Конюхова, В. Е. Незамутинова
Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2017)

УДК 159.923:316.6

В. Е. Незамутинова, Е. Т. Конюхова

Незамутинова Виктория Евгеньевна, студентка 3 курса ФМиТЭФ НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Конюхова Екатерина Тимофеевна, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

ОРИЕНТАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация. В работе описаны виды ориентационной направленности личности студента на себя, на взаимодействие, на задачу и их проявления в условиях виртуального взаимодействия.

Активная вовлеченность человека в информационное пространство отражается на общении, нормах и правилах поведения, социально-психологическом благополучии, нивелировании ценностей межличностного взаимодействия, дружбе, трудностях процесса социализации личности, профессиональной направленности и др.

Смена доминирующих технологий разрушает или не позволяет сформироваться внутренним устойчивым структурам субъекта, а ранее сложившиеся нравственные нормы и ценности в жизни человека утрачиваются и не оцениваются как значимые.

Перед обществом встает задача поиска социально-психологических ресурсов, ориентационной направленности личности, оптимизации процессов саморегуляции субъекта, способности не стать зависимым от социальных сетей, не поменять реальное взаимодействие с окружающими на виртуальное. Возникает необходимость разработки программ, внедрения разных форм деятельности по предупреждению и опережению негативного воздействия социальных сетей, научению людей защищаться и противостоять разрушению нравственно-моральных ценностей.

Социальная сеть в юности удовлетворяет доминирующую коммуникативную потребность, обеспечивает приобретение «социального капитала» как базы социально-психологического развития, отношений с другими людьми, формирования идентичности, благополучия, жизнестойкости, личных связей и семейных отношений [1].

Проблема виртуального общения актуальна в настоящее время, и результаты исследований ученых намечают дальнейшую стратегию изучения влияния социальных сетей на склонность человека строить отношения в будущей профессиональной деятельности.

Для изучения видов ориентационной направленности мы использовали ориентировочную анкету, которая разработана Бернардом Бассом в 1967 году, также известную как ЦОЛ (ценностные ориентации личности). Рассмотрим, какие она позволяет определять виды направленности человека:

  • Направленность на себя (личностная) – ориентация на прямое вознаграждение безотносительно от содержания работы, склонность к соперничеству. Она отражает, в какой мере испытуемый описывает самого себя как человека, ожидающего непосредственное удовлетворение (вознаграждение) только для себя, вне зависимости от работы, которую он выполняет, или вне зависимости от коллег. Для него рабочая группа буквально является «театром», в котором можно удовлетворять свои (личные) потребности. Остальные члены группы являются для него лишь зрителями, перед которыми обследуемый может демонстрировать свои личные трудности, потребность в признании (уважении), желание властвовать, искать личную выгоду и т. п.
  • Направленность на дело (на задачу) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способ­ность отстаивать в интересах дела собственное мнение, ко­торое полезно для достижения общей цели. Такая направленность отражает интенсивность, с которой человек посвящает себя выполнению своих задач, решению проблем, и его интерес к тому, чтобы выполнить работу как можно добросовестнее. Несмотря на свой интерес к работе, человек, относящийся к этой категории, желает сотрудничать с коллективом так, чтобы группа была как можно продуктивнее. Такие люди определяются как самостоятельные и изобретательные, с твердой волей, стойкие, сдержанные и необщительные, трезвые, интровертные, радикальные, агрессивные, уверенные в себе, зрелые и спокойные.
  • Направленность на взаимодействие (коллектив) – это стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ори­ентация на совместную деятельность. Эта направленность отражает интенсивность, с которой испытуемый стремится поддерживать хорошие гармоничные отношения, что зачастую затрудняет выполнение определенных рабочих задач. Человек с такой направленностью проявляет большой интерес к коллективной деятельности, но при этом никоим образом не способствует успешному выполнению группой учебной задачи. Лица, направленные на взаимные действия, характеризуются как дружелюбные, зависимые от группы, нечестолюбивые, мечтающие о заботе, ласке, тепле и т. п.

Эти три направленности позволяют учитывать реакции субъекта на предполагаемые ситуации, связанные с работой или участием в них других людей, а также понять, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает [2].

Исследование проведено среди студентов Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета 1–3 курса технолого-экономического факультета и 2 курса исторического факультета, выборка составила 80 человек. Исследование проводилось с 2014 по 2016 гг. Полученные данные обрабатывались с помощью программы Statistical Package for the Social Sciences (SPSS). По результатам исследования был выделен высокий и низкий уровень ориентационной направленности личности.

Результаты тестирования показали, что: для 46 % из опрошенных студентов значимой стала направленность на взаимодействие; у 39 % – направленность на себя; у 15 % респондентов направленность на дело, на решение задач (рис.).

Результаты исследования свидетельствуют о том, что значимым видом ориентационной направленности у студентов является направленность на взаимодействие. Это может означать, что люди, взаимодействуя в социальных сетях, готовы дружить, поддерживать хорошие отношения, проявлять заботу, оказывать поддержку, помощь и надеются на взаимность. Студентам с низкой направленностью на дело рекомендуем активно участвовать в развивающих коррекционных тренингах, заниматься саморазвитием, принимать развитие в общественной жизни вуза, выстраивать оптимальное взаимодействие в социальных сетях и накапливать «социальный капитал» для личного и профессионального благополучия.

Список литературы

  1. Белинская, Е. П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие [Электронный ресурс] // Психологические исследования. – Режим доступа : http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n30/858-
  2. Методика диагностики направленности личности Б. Басса (опросник Смекала – Кучера) [Электронный ресурс] // Психология счастливой жизни. – Режим доступа : http://psycabi.net/testy/233-metodika-diagnostiki-nap
Теги: личность, направленность личности, социальные сети, ориентационная направленность

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация