Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Авторы: Е. Т. Конюхова, П. А. Купчинская
Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2017)

УДК 159.942:159.923

П. А. Купчинская, Е. Т. Конюхова

Купчинская Полина Александровна, студентка 2 курса ФМиТЭФ, группы Инп-15-01 НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Конюхова Екатерина Тимофеевна, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Автором рассмотрены вопросы о типах эмоциональной направленности личности. В работе представлено исследование типов эмоциональной направленности у студентов в условиях профессиональной подготовки к педагогической деятельности.

Интерес к изучению эмоциональных процессов не ослабевает на протяжении всего существования психологии. Со времен Платона принято считать, что вся психическая жизнь человека делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и эмоции. Ум и воля в определенной степени подчиняются человеку, эмоции же всегда возникают и действуют помимо его желания. Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Человек может не показывать свои эмоции, но они от этого не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии. 

Каждый человек испытывает эмоции и ощущает их влияние в своей жизни. Некоторые люди могут контролировать проявления собственной эмоциональной сферы, другие страдают из-за неподконтрольности эмоций, сталкиваются с проблемой нервных срывов, стрессов, беспочвенных переживаний.

Актуальность исследования обусловлена сложными социально- экономическими преобразованиями в современном обществе и в образовательной деятельности по подготовке будущего педагога. Очевидно, что в настоящее время обозначилась тенденция рационального отношения к жизни, а также негативной установки по отношению к эмоциям как явлению внутренней жизни человека, особенно в педагогической деятельности.

При этом современное общество не учитывает тот факт, что запрет на эмоции, их проявления в жизни человека не проходит бесследно. Как отмечают исследователи, у субъекта возникают трудности в психологической переработке эмоциональных состояний, нарушений в психосоматике в виде болей и неприятных ощущений различной локализации. В конечном итоге недооценка важности и действенности эмоциональной стороны жизни приводит к утрате навыков психогигиены эмоциональной жизни, что в значительной степени касается труда педагога и в целом профессионально-педагогической деятельности. Более того, культура эмоциональной жизни педагога – умение словами, красками, движением выразить себя – мало осознается как специальная задача в современном образовании и подготовке будущего педагога.

Для определения общей эмоциональной направленности студентов физико-математического и технолого-экономического факультета, мы использовали методику Б. И. Додонова [1]. Мы согласны с мнением Бориса Игнатьевича Додонова, что эмоциональная направленность – это такая эмоциональная характеристика личности, которая проявляется в ценностном отношении и стремлении ее к определенным видам эмоциональных переживаний, позволяет реализоваться в разных сферах жизни, в том числе в профессионально-педагогической деятельности. Б. И. Додонов различал десять видов эмоций: альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические, пугнические, романтические, гностические, эстетические, гедонистические, акизитивные.

Цель исследования: измерить общую эмоциональную направленность студентов и выделить ее значимые типы для будущего педагога.

Объект исследования: типы эмоциональной направленности.

Предмет исследования: студенты 2 курса физико-математического и технолого-экономического факультета НФИ КемГУ.

Испытуемых 23 человека, из них 20 % юношей и 80 % девушек. Им предлагалось ответить на опросник из 50 суждений, характеризующих типы эмоциональных переживаний субъекта, от +2 до -2 баллов. Используя эту методику, можно изучить эмоциональную направленность личности, узнать каковы ее установки и в какой сфере деятельности возможно получить положительные эмоции и самореализоваться.

Результаты проведённого нами исследования представлены на диаграмме (рис. 1).

Анализ результатов исследования показал, что доминирующим типом эмоциональной направленности у студентов является гедонистическая направленность (4.71 б.), то есть для них очень важен телесный и душевный комфорт. Так же ярко выражена романтическая направленность (4.58 б.), то есть стремление ко всему необычному, таинственному. Но данные типы эмоциональной направленности не обеспечивают в полной мере формирование будущего педагога.

55 % студентов не проявляют альтруистической направленности. Для них не значима потребность в содействии, помощи друг к другу. Выявленный результат затруднит им адаптацию, включенность в процесс учебной деятельности и педагогического коллектива, самореализацию в профессиональной деятельности. У 37 % испытуемых выявлены низкие показатели и в глорической направленности (2,23 б.), это означает, что наши респонденты не нуждаются в славе и хотят остаться незаметными для других, что может быть связано с низким уровнем социального статуса, престижности профессии педагога в настоящее время. 31 % студентов характеризуются слабой выраженностью акизитивной потребности (1,55 б.) и пугнической направленности (1,26 б.), что рассматривается как осторожность, отсутствие желания активно действовать, идти на риск (рис. 2).

Сравнение результатов исследования по гендерному признаков показало, что у юношей ярче выражена праксическая направленность личности (это стремление к достижению цели, желаемых результатов), больше, чем девушки стремятся удовлетворить эстетические потребности. Девушки больше стремятся удовлетворить свои романтические потребности, у них ярче выражена акизитивная потребность (нравится приобретать что-то новое и испытывать чувства радости по случаю обретения новых вещей).

Таким образом, большинство наших испытуемых имеют средний уровень выраженности типов эмоциональной направленности, но деятельность в системе «человек-человек» требует высокого уровня развития альтруистической, праксической, гностической направленности личности. Чтобы студентам сформировать в себе профессионально важные и личностные качества педагога, необходимо развивать типы эмоциональной направленности, посещать тренинги, заниматься саморазвитием, использовать возможности социально-образовательного пространства вуза.

Список литературы

  1. Методика общей эмоциональной направленности Б. И. Додонова [Электронный ресурс] : PSYTESTS.ORG : психологические тесты онлайн : интернет-портал. – Режим доступа : http://psytests.org/emotional/dodemo.html, свободный.
Теги: типы эмоциональной направленности, профессионально-педагогическая деятельность, студенты

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация