Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Автор: А. С. Никулина
Раздел: ИКТ в образовании и методика преподавания информатики

УДК 004.373.155.9

А. С. Никулина

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассматривается применение информационно-коммуникационных технологий в процессе развития внимания учащихся начальной школы.

Проблемы развития внимания младших школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Многие трудности в обучении связаны с неумением того или иного ребёнка сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании. Наряду с этим бурное развитие информационных технологий и внедрение их в повседневную жизнь наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» включается новое звено – «компьютер», звено «учебник» заменяется на «электронный учебник», а в школьное сознание вводится компьютерное обучение.

Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречие между необходимостью развития внимания младших школьников и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий развития внимания младших школьников посредством информационно-коммуникационных технологий.

Цель исследования: выявить и проверить на практике психолого-педагогические условия развития внимания младших школьников посредством информационно-коммуникационных технологий.

Объект исследования: развитие внимания младших школьников.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития внимания младших школьников посредством информационно-коммуникационных технологий.

Исходя из цели нашего исследования, мы проанализировали опыт учителей по развитию внимания младших школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий.

И. А. Барташникова [1] видит в информационно-коммуникационных технологиях средство, позволяющее осуществить наибольшую доступность к образовательным ресурсам. По мнению Е. В. Ершовой, мультимедийные презентации это наиболее эффективные формы представления материала. Они позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных информацией [2].

При проведении уроков с использованием информационных технологий были использованы следующие методы и приемы:

  1. Методика организации компьютерного практикума на уроках математики, русского языка (дактические игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя).
  2. Методика использования творческих заданий на уроках окружающего мира и литературного чтения с применением средств Microsoft Office, PowerPoint (создание рекламных роликов, презентаций).
  3. Методика использования обучающе-контролирующих программ на уроках математики, русского языка (электронные пособия «Семейный наставник», «Мир информатики» для начальной школы и обучающие игры «Гарфилд», «Малыш»).

Приведём примеры нескольких игровых заданий, которые использовались на уроках для развития внимания младших школьников:

  • игра «Загадка в загадке»;
  • упражнение «Найди слово»;
  • упражнение «Перепиши без ошибок»;
  • упражнение «Найди отличия».

По окончанию формирующей работы был проведён втрой этап констатирующего эксперимента. Целью данного исследования являлось определение динамики развития внимания младших школьников после проведения формирующей работы. Данные результаты были подвергнуты количественной обработке и приведены в таблице.


Для более наглядного представления результатов диагностики уровня развития внимания младших школьников построена диаграмма (см. рисунок).

По рисунку видно, что после формирующей работы в классе преобладают школьники с высоким (30,4 %) и средним (52,2 %) уровнем развития внимания. Количество младших школьников с низким уровнем уменьшилось до 17,4 %, поэтому, необходимо отметить, что формирующая работа в классе принесла динамику роста уровня развития внимания младших школьников.

Таким образом, результаты, полученные в ходе второго этапа констатирующего эксперимента, подтвердили эффективность проведенной нами формирующей работы.

Список литературы

  1. Барташникова, И. А. Учись играя [Текст] / И. А. Барташникова, А. А. Барташников. – Харьков, 1997. – 45 с.
  2. Ершова, Е. В. Развитие внимания младших школьников посредством инновационных технологий [Текст]. / Е. В. Ершова // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. – № 5(8). – Режим доступа : https://sibac.info/archive/meghdis/5(8).pdf (дата обращения: 03.03.2017)

Научный руководитель ст. преподаватель кафедры ТиМПИ НФИ КемГУ
Валеева Ю. И.

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация