Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ «ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ТЕКСТИЛЬНЫХ ТОВАРОВ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФИЛЮ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Автор: Н. Р. Боева
Раздел: Технологическое и профессиональное образование

УДК 378.864

Н. Р. Боева

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ «ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ТЕКСТИЛЬНЫХ ТОВАРОВ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФИЛЮ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Аннотация. В статье обосновывается необходимость внедрения факультатива «Исследование качества текстильных товаров». Способы определения свойств текстильных материалов с целью определения их качества.

В современном мире рекламируемая продукция в различных видеороликах, журналах, буклетах не всегда соответствует качеству приобретаемого товара. В частности, это относится и к текстильным материалам, из которых изготовлена одежда и обувь, постельное и столовое белье и другие товары, широко используемые в повседневной жизни.

Некоторые производители готовых тканей поняли, что человек непрофессиональный, «на глаз» не сможет отличить качественную ткань от некачественной и стали использовать в производстве тканей нити более тонкие, чем нужно. Заодно уменьшили количество ниток на квадратный сантиметр, к тому же, стали класть эти нити не строго перпендикулярно, как следует по технологии, а по диагонали, что позволяет меньшим количеством нитей получать ткань таких же размеров (вследствие чего, простыню после стирки «поводит» и она больше напоминает ромб, чем прямоугольник).

Также, при покраске ткани стали применяться некачественные красители, которые блекнут и смываются при первой же стирке. Эстафету по удешевлению, после этого, подхватили производители готовой продукции, изготавливая постельное белье с более маленькими размерами, чем указано на этикетке, тем самым, уменьшая расход ткани. В итоге получилось то, чего и следовало ожидать – дешево, красиво, а вот пользоваться всей этой красотой порой бывает невозможно.

Сегодня с отечественным самым недорогим ситцем и бязью успешно конкурируют (и выигрывают конкуренцию) ткани китайского производства. Качество у них такое, что даже при обычном прикосновении, краска, которой покрашен материал, пачкает руку. Что и говорить о дальнейшей эксплуатации подобной продукции.

Современная текстильная промышленность в последнее время все больше предлагает нам материалы и изделия из химических (синтетических, искусственных) и реже из натуральных волокон. Используя товары из химических волокон, у взрослых и тем более у детей, развиваются различные кожные заболевания или их обострение, например, таких как аллергическая реакция. Кроме того, для окраски используются различные химические красители, для стирки – синтетические моющие средства и т. д., а сочетание химических веществ может стать «миной замедленного действия».

Все это определяет возможность изучения волокнистого состава материалов, а также их гигиенические и утилитарные свойства и, как следствие, качество текстильных товаров. Во многом решение этой задачи лежит на учителе технологии.

На нашем факультете по профилю «Технология» студенты изучают цикл специальных дисциплин по конструированию и моделированию одежды. Им, как будущим специалистам, необходимо уметь определять волокнистый состав различных материалов, их качество и свойства: механические, гигиенические, технологические, физические и т.д., с целью выбора ткани для изготовления швейных изделий. Эти знания и умения у них формируются при изучении дисциплины «Текстильное материаловедение». Аналогичный раздел есть и предметной области «Технология». Однако количество часов, отведенное на изучение его, невелико и поэтому рамки занятий не позволяют проводить эти исследования на должном уровне.

Помочь решить проблему могут элективные курсы, факультативные занятия и кружковая работа. Используя эти формы работы можно организовать исследования и экспертизу текстильных и не текстильных материалов. Конечно, точный анализ о волокнистом составе и качестве материалов может дать специальное дорогостоящее оборудование, которое используется в лабораториях. Но существует органолептический метод, которым руководствуются в ателье, на небольших фабриках и во многих магазинах по продаже подобного рода товаров.

Он складывается из следующих приемов: анализ материала по ее внешнему виду; анализ материала на ощупь; анализ материала: по виду систем ниток основы и утка, по виду оборванного конца пряжи или нитей, по прочности пряжи или нитей в сухом и мокром состоянии; анализ материала по характеру горения и остатка после сгорания нитей. Например, проводим экспертизу ткани, из которой был изготовлен комплект постельного белья.

Сначала оцениваем внешний вид ткани – рассматриваем ее с лицевой и изнаночной стороны, обращая внимание на цвет, блеск, пушистость; определяем толщину и плотность; сминаемость и возможность окрашивания (линять); характер обрыва нитей (нити могут быть различными по основе и утку) и характер горения (горит, плавится и т.д.); анализируем остатки горения, в т. ч. запах (жженого пера, бумаги, пластмассы и т.д.); взаимодействие с водой и влагой; электризуемость и т. д.

Построив, таким образом, работу, мы добьемся того, что студенты и школьники не только повысят уровень знаний по текстильному материаловедению, но и смогут применять полученные знания в своей профессиональной деятельности и в реальной жизни.

Научный руководитель: ст. преподаватель кафедры ТПОиОТД
Киселева Т.В.

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация